микроавтобусах и прицепах к ним во всех климатических зонах при температуре окружающей среды от -45 С° до +55 С°
грузовых
автомобилях, прицепах, полуприцепах, автобусах, тролейбусах во всех
климатических зонах при температуре окружающей среды до -45 С°
По высоте профиля шины различаются на:
обычного профиля с отношением высоты профиля (H) к его ширине (B) более 0,89
низкопрофильные - H/B = 0,7 - 0,88
сверхнизкопрофильные - H/B = < 0,7
По габаритам шины различаются на
крупногабаритные с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более, независимо от посадочного диаметра
среднегабаритные с шириной профиля от 200 мм до 350 мм (от 7 до14 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов)
малогабаритные с шириной профиля не более 260 мм (до 10 дюймов) и посадочным диаметром не более 457 (18 дюймов)
По конструкции шины различаются на:
диагональные, у которых нити корда каркаса и брекера
перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине
беговой дорожки в каркасе и брекере от 45° до 60°
радиальные,
(радиальные шины бывают со съемным протектором) у которых угол наклона
нитей корда каркаса 0°, а брекера -не менее 65°. Эти шины имеют каркас
с меньшим числом слоев корда, чем у диагональных, мощный брекер чаще
металлокордный, что обеспечивает меньшие окружную деформацию шины при
качении и проскальзывании протектора в контакте с дорожным покрытием и
как следствие радиальные шины имеют меньшие теплообразование и потери
на качение, большие сроки службы, максимальную нагрузку и допустимую
скорость
В настоящее время для легковых автомобилей в основном используются радиальные шины.
В зависимости от условий эксплуатации, шины выпускают со следующими рисунками протектора:
Дорожный рисунок протектора
Всесезонный рисунок протектора
Зимний рисунок протектора
Дорожный (Д),летние - наиболее распространенные. Их
отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна
контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные канавки и
отсутствие микрорисунка. Кроме того, они имеют обязательный плавный
(скругленный) переход от протектора к боковинам. Шины этого типа
обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают
максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для
скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и
зимой они малопригодны.
Всесезонный - хорошо
приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются
удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам большим износом,
чем летние. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный,
причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую "дорожку" и
разделены канавками разной ширины; на элементах рисунка - "шашках" -
имеются узкие прорези дополнительного микрорисунка. Как правило, на
этих шинах маркировка all season, или условные знаки (снежинка или
капля).
Универсальный (У) - (по отечественной
терминологии) предназначены для работы на дорогах любого качества.
Причем четкую границу между ними и всесезонными провести бывает
довольно трудно. Отличаются они прежде всего более глубоким и
разветвленным рисунком протектора. Дело в том, что, под дорогами
"любого качества" в СНГ можно понимать 60-80 % всех дорог, включая и
бездорожье, поэтому этот тип шин во многом - отечественное изобретение.
По западным меркам к универсальным можно отнести шины типа М+S (Mud and
Snow - грязь и снег) в варианте с менее расчлененным канавками рисунком
протектора, со слабо выраженным микрорисунком или без него. повышенной
проходимости (ПП), преимущественно для работы по мягкому грунту.
Зимний (З)
предназначен для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные
качества покрытия которых могут изменяться, в зависимости от ситуации,
от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших
(укатанный снег на морозе). Рисунок протектора таких шин имеет четко
выраженные "шашки" от продольных и поперечных канавок значительной
глубины. У "шашек" сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих
боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок. Зимние шины
также обозначаются индексом M+S. Зачастую они имеют строго определенное
направление движения (указано стрелкой).
Карьерный (Кар) - для работы в карьерах, лесозаготовках и т. п.